Главная Новости

Туристическое агентство Иисус Христос. Как церковь построила идеальный бизнес

Опубликовано: 13.10.2023

Туристическое агентство Иисус Христос. Как церковь построила идеальный бизнес

Хоть и не похоже, что за традиционными религиозными путями, например Паломничество Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела или для паломничества в Велеград,действительно стоит очень тщательно продумать жесткие экономические рассуждения. Тщательно продуманный маркетинг, укрепление позиций на рынке, преодоление информационной асимметрии и главная привлекательность – монополизированный рынок с мощами святых-мучеников.

Добро пожаловать в болезненный мир религиозного туризма. Первым туристическим агентством в истории была католическая церковь.

Паломничества в Святую Землю стали настолько большим бизнесом, что церковь заинтересовалась, как привлечь к ним верующих, не желавших спешить в Иерусалим.

Я пойду в Вифлеем вместе

Самым популярным туристическим направлением христиан раннего средневековья была Святая Земля, то есть нынешние Израиль и Палестина. Наверное, нет необходимости объяснять, почему именно эти места были интересны последователям сравнительно молодой религии – это было место, где он жил и практиковал. земные чудеса Сам Иисус Христос.

Между IV и XI веками эти паломничества приобрели популярность, чему еще больше способствовала церковь, которая подчеркивала не только их духовное измерение, но и способность этих путей исцелить телесные недуги или простить грехи.

Однако для самой церкви массовая отправка паломников за границу имела прежде всего экономический эффект. По данным Google Maps, из Рима в Иерусалим хорошо добираться пешком и на лодке. 4000 километры. Это означает несколько месяцев странствий, в течение которых верующий будет переходить из монастыря в монастырь. Там он будет есть, спать и, прежде всего, сливать пожертвования в копилку. Как пишут в книге Роберт Экелунд и его коллеги Священное доверие: средневековая церковь как экономическая фирма (Священный фонд: Средневековая церковь как бизнес), для католической церкви именно путешественники были почти бесконечным источником денег.

Давайте посмотрим на это через призму экономики. Церковь через сеть филиалов — церквей и монастырей — имела полный (монопольный) контроль над доступ к святым местам. В упомянутой книге Экелунд даже сравнивает Святую Землю с Диснейлендом, где паломники обходят отдельные достопримечательности (т.е. места паломничества) и размер платы (упомянутой благотворительности) зависит от важности данного места. Одной из главных достопримечательностей и источником доходов церкви был Храм Гроба Господня в самом Иерусалиме. Вы, наверное, уже понимаете, почему экономистов не пускают в церковь.

Но не только Святой Престол получил прибыль, туризм означал экономическое развитие для всей целевой территории. Как уже говорилось, паломников нужно было кормить и принуждать магазин сувениров Кроме того, в сезон в этих мероприятиях участвовали целые деревни. Храмы богатели, деревни становились городами.

Вскоре паломничество в Святую Землю стало настолько большим бизнесом, что церковь стала интересоваться, как привлечь к нему верующих, не желающих спешить в Иерусалим. Но как перенести эти «достопримечательности» со Святой Земли в Европу?

Именно реликвии представляли собой способ перевести часть экономических прибылей со Святой Земли на отечественную землю.

коллекционеры костей

Ответ пришел от крестовых походов. Одним из их больших преимуществ (а также оправданием их лидерства) было то, что они превратили Святую Землю в реликтовую шахту.

Реликвия — это объект или предмет с важным религиозным прошлым, которое он несет в настоящее. В католической традиции в качестве реликвий особенно ценятся останки выдающихся личностей, от святых до мучеников и самого Христа. Европейские соборы полны кости,волосы,ванты или ампулы с кровь всевозможные библейские персонажи.

Именно реликвии представляли собой способ перевести часть экономических прибылей со Святой Земли на отечественную землю. В них святость данного человека сосредоточена в одном предмете, который может исцелить телесную оболочку, обеспечить духовное возрождение, примирить врагов и особенно и прежде всего привлечь верующих, осыпающих милостыню.

В Европе также было несколько святых мест, таких как Константин Великий, построенный в Риме. базилики над могилой святых Петра и Павла, но мощи были переносными, их можно было подарить, увезти и, главное, продать. Он создан без всякого преувеличения полностью развитый рынок с костями святых-мучеников. Он ускорился еще больше закон императора Карла Великого начала 9 века, который приказал, чтобы все алтари содержали реликвии. Впервые в Европе появляются группы постоянных торговцев реликвиями, которые расписывают европейские монастыри предложением новейших товаров.

Благочестивому паломнику, надевшемуся на искупление, таким образом, не приходилось тащиться четверть года в Иерусалим, святые места внезапно появились по всей Европе благодаря реликвиям, а монастыри богатели благодаря пожертвованиям. И опять-таки не только эти, но и целые районы, так возникали местные культы, поскольку весь город или село платили за то, чтобы «болеть» за мученика, чья голень украшала алтарь местной церкви. Самое приятное то, что эту экономическую мотивацию еще можно объяснить через призму христианской мифологии – деревня стала настолько набожной, что рассматриваемый мученик принес ей не только нравственное возрождение, но и материальное благополучие.

Золотой алтарь собора Сантьяго-де-Компостела.

В 12 веке появилось революционное изобретение – Готические соборы. Красивые монументальные здания, которые часто служили огромными ящиками для важных реликвий. Собор Святого Петра в Кельне, Собор Нотр-Дам в Париже или Собор Святого Вита в Праге они представляли собой дальнейшее усовершенствование церковного маркетинга, и трудно представить, что испытал рядовой верующий, впервые войдя в такое здание. Собор вместе с хорошей коллекцией реликвий смог привлечь людей отовсюду, и спрос на реликвии вместе с ценой резко возрос. Что произошло дальше, наверное, понятно.

Они являются главой не только для самой статьи, но и для всей библиотеки. подделки Христианские реликвии. Если экономика и может что-то достоверно предсказать, так это то, что если монополизировать поставки чего-либо в условиях информационной асимметрии (поскольку действительно сложно проверить, действительно ли данное ребро принадлежало Святому Луке), возникнет конкуренция на черном рынке. И, учитывая экстремальные цены на реликвии того времени, это неудивительно.

Реформатор Жан Кальвин заявил, что в обращении находится так много фрагментов креста Христова, что из них можно построить корабль.

Ты не будешь воровать

Святой Августин (354–430) уже писал. в его произведениях о мошенниках в монашеских одеждах, торгующих поддельными реликвиями. Реформатор Джон Кальвин (1509–1564) утверждал, что в обращении находится так много фрагментов креста Христова, что из них можно построить корабль. У многих святых было несколько пар рук и ног, иногда даже несколько черепов, разбросанных по монастырям и церквям.

Реликвии не обязательно было подделывать, их можно было и украсть. Римский диакон основал Деусдону уже в 9 веке вместе со своими братьями Лунисом и Феодором. контрабандная организация,которые похищали тела из римских гробниц и переправляли их через Альпы в остальную Европу. Так в бенедиктинский монастырь в Фульде (на территории нынешней Германии) попали тела святых Урбана и Фабиана.

Церковь пыталась регулировать рынок внутри, среди прочего Совет Лиона в 13 веке, когда последнее слово в спорах о подлинности реликвий оставалось за папой. Тем не менее, мало что можно было сделать, и главный вопрос заключается в том, действительно ли в интересах Святого Престола выслеживать все подделки и украденные предметы. Благотворительность все равно текла в Рим.

Однако причудливые последствия этого рыночного дисбаланса не закончились подлогами и ограблениями гробниц. Американский историк средневековья Патрик Гири описывает случаи, когда местная стража была вынуждена охранять тяжелобольных святых мужей (которые должны были быть причислены к лику святых после смерти), чтобы их останки не были расчленены на мощи сразу после их смерти. В худшем случае были даже опасения убить данного околосвятого, чтобы еще больше ускорить процесс.

Один пример для всех. Когда королевские рыцари убили архиепископа Кентерберийского в 1170 году. Томас Бекет Преемник Беккета немедленно приказал выставить его останки напоказ. А когда позднее святой Фома Беккет был канонизирован, у него уже сложился местный культ. В первые годы доходы от благотворительной деятельности составили более четверть дохода соборы.

В прошлом году после коронавируса почти полмиллиона человек отправились в, наверное, самое известное европейское паломничество в Сантьяго-де-Компостела.

Компост у церкви

Мы можем говорить что хотим, но с начала нашей истории прошло примерно 1500 лет, а реликвии и религиозные паломничества и сегодня служат более или менее той же цели.

По сравнению со средневековьем Римско-католическая церковь уже утратила монополию на духовное возрождение европейцев – с ней конкурируют другие религии, духовные течения, но и в определенной степени философия, наука или поп-культура. Но готические соборы по-прежнему привлекают посетителей со всего мира — например, до пожара в 2019 году собор Парижской Богоматери посетили около 13 миллионов человек в год. Всю дорогу до Малостранской всегда стоит очередь за драгоценностями чешской короны – частью сокровищницы Святого Витта.

Карта Пути Сантьяго – исторической сети из 12 паломнических маршрутов, ведущих к могиле Св. Иаков Старший.

Реликвии по-прежнему привлекают толпы. А если вы сегодня не верите в их смысл, зайдите на YouTube эта часть инаугурации Петра Павла в соборе Святого Вита.

То же самое и с паломничеством. Почти рекордное количество паломников совершило, пожалуй, самое известное европейское паломничество в Сантьяго-де-Компостела в прошлом году после Covid-19. полмиллиона человек. Все они едут в собор, который с 9 века скрывает в форме реликвии. кости Святого Иакова. Хотя это паломничество действительно «действовало» со времен Средневековья, во времена Французской революции о нем почти забыли, и оно снова привлекло тысячи паломников только в 1980-х годах.

И в духе истории христианского паломничества Путь Святого Иакова также представляет собой важный фактор экономического развития региона. Пара сухих цифр - расходы паломников в 2010 году в испанском регионе Галисия составили добавленную стоимость примерно от 60 до 100 миллионов евро (1,4-2,4 миллиарда крон), а паломничество создает от 1400 до 2200 рабочих мест.

Европейский фонд регионального развития упивается тем фактом, что каждый паломник оказывает более чем в два раза больший экономический эффект, чем обычный турист, наедается местной едой, а поскольку он преодолевает сотни километров пешком, он также оказывает небольшое экологическое воздействие.

И точно так же, как туристы в очереди в собор и современные паломники в Сантьяго, мы можем сомневаться в том, что спустя 1500 лет это все то же самое. Однако, поскольку в Библии не написано, что мы не можем фотографировать в Инстаграм, путешествуя ради духовного возрождения, Путь Святого Иакова (как и другие паломничества) все же выполняет свою цель. Сегодня ходьба очищает мозг, как и в 1290 году. И самое приятное то, что тогда это была такая же коммерческая поездка.

Спасибо Яну Мошовскому за большую помощь в поиске литературы для этой статьи.

Статья опубликована в текущем номере журнала Finmag. Но будьте осторожны: если вы хотите его купить, у вас есть на это последние несколько дней. Скоро выйдет новый выпуск.

Где сейчас? Печатал Финмаг на сайте:

rss